РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МАЛЫШЕЙ

Развитие речи малыша – очень актуальная тема для его близких. И это вполне объяснимо, ведь речь не только дает возможность полноценного общения, но ведет за собой все развитие ребенка. Владение речью позволяет систематизировать воспринятые образы окружающего мира в виде преставлений, позволяя трансформировать хаос в стройную систему. Именно эта система представлений об окружающем мире становится прочным фундаментом обучения и образования ребенка – новые знания укладываются в систему как кирпичики в строящееся здание. И чем старше становится ребенок, тем более важную функцию в его обучении несет речь – информация о мире вокруг представляется в виде письменной и устной речи: книг и других текстов, аудиосказок и фильмов и т.д.

Развитие речи в раннем возрасте.
Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) – очень важный этап овладения родным языком. Речь ребенка в этом возрасте не просто бурно развивается – она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Речь малыша и ожидания родителей.
В настоящее время большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких. Тем более, что до трех лет чаще всего ребенок воспитывается дома, в детский сад пока не ходит, поэтому на помощь в этом вопросе педагогов пока рассчитывать не приходится.

Как определить уровень развития речи малыша?
Однако, чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам, используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка – в какие периоды появляются новообразования в развитии речи (гуление, лепет, первые слова и фразы и т.д.), как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Нужно ли специально развивать речь малыша?
Кажется, что ответ лежит на поверхности – конечно, нужно! Тем не менее, не все так считают. Некоторые родители, даже признавая явное отставание своего ребенка в развитии речи, не спешат организовывать занятия. Не взирая на появление новых методик раннего развития детей, по-прежнему бытует поверье, что можно просто подождать, пока ребенок «разговорится» сам. Такая вероятность действительно имеет место, но насколько она велика и оправдает ли ожидания? Если же вместо тактики пассивного ожидания занять в этом вопросе активную позицию, в наших силах повысить шансы ребенка на успешное развитие!

Создание развивающей среды.
Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное – как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание – повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша. Например, умывание: Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал. На прогулке: Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот лист какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков. И т.д.
Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом по-другому, более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи.
Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.
В развитии речи малыша можно выделить два основных направления – развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Оба направления требуют внимания и всестороннего развития. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.
Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям – как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер – общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи.
Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи – существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. На начальном этапе работы по развитию речи с ребенком раннего возраста не рекомендуется перегружать его пассивный словарь словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
Предметный словарь: игрушки (мячик, кубик, машинка, и т.д.), части тела (ноги, руки, голова, глаза и т.д.), одежда и обувь (шапка, шарф, куртка, и т.д.), дом и квартира (дом, дверь, замок, лестница, комната, и т.д.), мебель (стол, стул, диван, кровать, и т.д.), овощи и фрукты (капуста, картошка, морковка, апельсин, банан, яблоко, и т.д.), домашние животные и их детеныши (корова/теленок, лошадь/жеребенок, свинья/поросенок, и т.д.), дикие животные (волк, лиса, заяц, и т.д.), и др.
Глагольный словарь: собственные действия ребенка (идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди (читает, пишет, стирает и т.д.), и др.
Прилагательные, наречия: названия цветов (желтый, красный, синий, зеленый, и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний (сладкий, соленый, холодный, горячий, больно, вкусно и т.д.), названия некоторых понятий (большой, маленький; много, мало и т.д.).
Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.
При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.
Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции – предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что развитие фразовой речи – важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи.
Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четко и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.
Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.
Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.
Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками – мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем и сигналим «Би-би!», изображаем игру на дудочке – «Ду-ду-ду!», или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-бай!».
Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стишках. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:
Птичка… (птичка),
Вот тебе… (водичка)!
Вот тебе… (крошки)
На моей… (ладошке)!

Петушок, петушок…
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко…
(Дам тебе горошка!)
Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов – названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: топ-топ – идет, кач-кач – качается на качелях, ам-ам – кушает, куп-куп – купается, бух – упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.
Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности – предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?
Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения – зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести «Дневник развития речи», в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Приглашаем на занятия в логогруппы!

Оставьте свои данные и мы перезвоним вам