ЮНЫЕ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ. ОПЫТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Стоит ли дошкольника загружать знаниями и понятиями, которые он будет проходить в школе? Нужна ли ему сейчас химия и физика, биология и география? Кто-то скажет: «Да», кто-то — возразит.

Законы физики, химии, биологии окружают нас в повседневной жизни. Опрокинутая со стола чашка летит вниз. На нее действует сила притяжения земли. Это физика. Если на кофточку уронить котлету, то пятна уже не отстираются. Молекулы жира сцепляются крепче с тканью, чем с водой. Это химия.

Цветок, поставленный под кровать, чахнет, а листья приобретают бледно зеленоватый цвет. Это оттого, что перестает идти процесс фотосинтеза.

Как видите, никуда не деться от законов естественных наук. Давайте познакомим с ними наших детей.

От нас почти не потребуется никаких дополнительных усилий. Мы лишь дадим в руки ребенка новые для него материалы и поможем озвучить результаты, полученные в процессе работы, и сделаем это на основе привычных для него занятий.

Малыш обожает рисовать? Предложим ему необычные материалы для рисования: мороженую бумагу, подсолнечное масло, мелки и свечи.

Ребенок любит плескаться в воде — дадим ему в руки различные емкости, в некоторых проделаем отверстия, будем изучать свойства воды.

Дня не пройдет, чтобы ваш ребенок не разломал что-нибудь, не разобрал бы игрушку, не порезал бумагу? Прекрасно! Направим неуемную детскую энергию в русло познания. На примере моторчика от сломанной игрушки объясним малышу основы механики, бумагу, порезанную на мелкие кусочки, пустим плавать по воде, и, вспомнив азы школьной программы по физике, объясним, почему крошечные бумажные кусочки не тонут. Мелко порезав металлическую мочалку, взяв картон и магнит, объясним основы магнетизма.

Следует акцентировать внимание ребенка на необычных для него действиях. Вы не балуетесь, кроша металлическую мочалку или капая в стакан подсолнечное масло. Конечно нет! Вы проводите опыты и эксперименты, изучая свойства различных веществ и устанавливая закономерность полученных результатов.

С какого возраста можно начинать проводить опыты? С любого! На прогулке двухлетний малыш бросает щепочку в ручеек и смотрит, поплывет щепочка или утонет? Ребенок исследует различные материалы, знакомится с их свойствами. Он уже является маленьким ученым.

Предложенные ниже опыты пробуждают интерес к науке и искусству, и являются лишь началом, примером, как вместе с ребенком можно исследовать окружающий мир, подводить теоретическую базу под те или иные явления.

Папы и мамы, перед тем, как приступить к опытам, обязательно вспомните школьную программу, расскажите детям, что наш мир состоит из крошечных частиц — молекул. В дальнейшем проводимые с детьми эксперименты помогут вам связать полученные результаты в общую схему, и ребенок получит достаточно полное представление о мире.

Перечисленные ниже игры-опыты поделены на группы по интересам ребенка. Каждый вид деятельности включает в себя точное научное понятие.

Капните краской на мокрую бумагу. Молекулы краски медленно распространяются в воде, которой пропитана бумага. Этот процесс называется диффузия.

Если краску наносить на мокрый замороженный лист бумаги, вытащенный из морозильной камеры, то, капля остывает и почти замерзает. Это охлаждение замедляет движение молекул краски. Она начинает застывать и становится похожей на твердую. А когда бумага оттаивает, молекулы краски и воды начинают двигаться быстрее и легче смешиваются. Это становится похожим на обычное взаимодействие краски и воды. Следовательно, процесс диффузии зависит от температуры, чем температура выше, тем быстрее протекает диффузия.

На бумагу нанесите рисунок пастельными мелками, либо огарком свечи. А затем раскрасьте его акварельной краской. Краски впитываются в бумагу, но только не там, где она покрыта пастельными мелками или воском. Молекулы воды, которые входят в состав краски, удерживаются на бумаге силой, которая называется сцеплением. Это не происходит там, где присутствует пастель или воск, потому что между воском и бумагой действует большая сила, которая называется прилипанием.

Окуните кисточку в подсолнечное масло и нанесите рисунок на бумагу. Оставшееся пространство закрасьте краской. Вода и масло не растворяются друг в друге, вот почему они не смешиваются, и ваш рисунок, нанесенный маслом, сохранится. Масло и вода не смешиваются, так как они нерастворимые. Масло останется маслом, вода — водой.

Если в банку с водой капнуть масло, то масло не утонет, потому что плотность воды выше, чем плотность масла.

Мокрой кисточкой смачиваются предметы. Через некоторое время они высыхают. Вода или другая жидкость, попадая на какую-либо поверхность, превращается в пар или газ и растворяется в воздухе. Этот процесс называется испарением.

Выдавите в чашку сок лимона. Окуните кисть в сок и нарисуйте что-нибудь или напишите. Дайте рисунку высохнуть. Вашего рисунка или записи никто не увидит. Но если положить лист между двумя газетами и прогладить утюгом, рисунок проявится коричневым цветом. В результате нагревания утюгом натуральный сахар, входящий в состав сока, выгорает и превращается в коричневую угольную субстанцию. Этот принявший коричневую окраску сок и превращается в видимую глазом тайную картинку или текст.

Опыты для детей, которые любят играть с водой

Возьмите использованный пластиковый флакон и проткните на разных уровнях отверстия одинакового диаметра. Налейте вовнутрь воду и понаблюдайте, как далеко фонтанирует вода. Вы заметите, что струя тем сильнее, чем ниже она расположена. Это говорит о том, что молекулы воздуха давят на поверхность воды, порождая небольшой фонтанчик в верхней части флакона. Большее количество молекул воды, оказывает давление на жидкость, находящуюся в бутылке ниже, вызывает более сильное фонтанирование. Наибольшее давление обнаруживается на дне бутылки.

Если вы погрузите кусочек мела в воду, он утонет. Если же натереть мел на терке, и аккуратно погрузить крошки в воду, то эти маленькие кусочки мела будут плавать. Вода образует на своей поверхности пленку, которая удерживает легкие предметы. Пленка состоит из молекул воды, которые выстраиваются определенным образом и сильно притягиваются друг к другу. Это поверхностное натяжение. Крошки мела очень легкие, поэтому поверхностное натяжение их удерживает.

Если из пластилина или глины скатаете шарик и бросите его в воду, то он утонет. Если же из него слепить плоскую чашку, блюдце, ванночку, то слепленная вами фигурка будет плавать на поверхности воды. Это говорит о том, что вы увеличили объем вытесненной пластилином или глиной воды. Установили баланс между силой давления глины на воду и выталкивающей силой воды. Загрузка на ванночку мелких предметов увеличит ее вес. Если выталкивающая сила воды будет больше, чем сила нагруженной ванночки, действующая на воду, то ванночка будет плавать, если нет — утонет.

Соорудите на столе две опоры из кубиков и поместите на них палочку. В баночки налейте различную краску. В одну банку – акварель, в другую гуашь, в третью чернила. Можно в другие баночки налить жидкости, которые есть под рукой: жидкость для мытья посуды, шампунь, средство для мятья окон. Закрепите на палочке с помощью скрепок концы полосок бумаги. Подойдут полоски, нарезанные из бумажных полотенец. Подвесьте полоски на палочке так, чтобы они своими кончиками едва касались поверхности краски в баночках. Окрашенный раствор поднимается вверх по полоскам и будет их окрашивать в различные цвета.

Уровень, на который поднимается окрашенная жидкость, будет разным. Это говорит о том, что в состав краски входят различные пигменты, которые движутся вверх с разной скоростью. Пигменты, которые растворяются быстро, поднимаются по бумаге быстрее и выше других, а те, что растворяются медленно, проходят более короткий путь и за более продолжительное время. Процесс разделения цветов или пигментов, называется хроматографическим анализом.

Соорудите горку из кубиков и доски. Экспериментируйте, скатывая с горки шарики, мячики, игрушечные автомобили. Предметы скатываются под воздействием силы тяжести, но уменьшают свою скорость из-за силы трения. Трение замедляет скатывание игрушки или шарика. Чем более шероховатая поверхность, по которой скатывается предмет, тем больше сила трения и тем быстрее остановится предмет.

Надуйте воздушный шарик и потрите его об одежду или волосы. Подержите шарик над мелкими предметами: кусочками бумаги, крошечными лоскутками, сахаром. Предметы начинают «подпрыгивать» и приклеиваются к шарику. Это называется «статическим напряжением». Оно возникает на основе электрических зарядов, образующихся на некоторых материалах.

Насыпав на плотный картон мелкие металлические предметы: скрепки, гвоздики, шайбы, винтики, к нижней стороне поднесите магнит. Когда вы под картоном будете его двигать, будут перемещаться и мелкие предметы на картоне. Это магнетизм – сила, которая заставляет одни материалы притягиваться, другие отталкиваться.

Возьмите мелко порезанную металлическую мочалку и насыпьте ее на тонкий картон. Поднесите магнит к внутренней стороне картона. Кусочки металлической мочалки располагаются определенным образом. Узор, образованный кусочками проволоки, показывает силовые линии вокруг магнита.

Начните экспериментировать, и вы сами не заметите, как один опыт повлечет за собой другой, захочется попробовать один материал, второй, третий, добавить новые составляющие, изменить условия проведения эксперимента. Вы будете захвачены процессом и теми открытиями, которые вас ожидают. Не бойтесь экспериментировать вместе с ребенком и не страшитесь, что не все сможете объяснить малышу и подвести теоретическую базу вашим исследованиям. Знаний, которые вы получили в школе, хватит, чтобы дать достаточно убедительное объяснение полученным результатам. А что позабыли, то домысливайте, рассуждайте вместе с малышом. Пусть ребенок учится логически мыслить, сопоставлять, сравнивать, анализировать, а вы будете его помощником или же оппонентом, что тоже неплохо.

Оставьте свои данные и мы перезвоним вам